Мой сайт
Воскресенье, 19.05.2024, 16:19



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Март » 14 » Повелитель ширпотреба
03:52
 

Повелитель ширпотреба

Пока крупнейший в мире ритейлер загребает миллиарды, продавая по всему свету самые разные товары, проблемы у него лишь накапливаются. А репутация, похоже, останется запятнанной уже навсегда

Save money. Live better – рекламный слоган Walmart, самой большой торговой сети на планете, призывает тратить меньше и жить лучше. На первый взгляд концепция супермаркета-дискаунтера выглядит благородно: что же зазорного в желании экономить? Однако репутации американского ритейлера не позавидуешь. Работать в магазинах Walmart непрестижно, быть их клиентом – тем более. Даже нынешний президент США Барак Обама во время предвыборных дебатов с Хиллари Клинтон уколол ее упоминанием в эфире того факта, что в 1985-1992 годах она заседала в совете директоров Wal-Mart Stores. Мол, стыдно получать миллионы от корпорации, большинство сотрудников которой зарабатывают 8 долларов в час и не имеют медстраховки! Кроме того, американское подразделение компании теряет постоянных покупателей уже два года подряд, интернет-продажи невыразительны, зарубежная экспансия идет с переменным успехом и медленнее, чем рассчитывало руководство. Неужели на горизонте закат торговой империи?

На пороге полтинника

В следующем году крупнейший на сегодня мировой ритейлер отпразднует 50-летний юбилей. Правда, патриархи Walmart, как называют в США супругов – основателей этой сети Сэма и Хелен Уолтон, торжеств уже не увидят. Сэм умер в 1992 году, а его вдова – в 2007-м. Полвека назад эта обычная американская пара, открывая небольшую продуктовую лавочку в провинциальном городке Бентонвиль, штат Арканзас, и не подозревала, что их семейному бизнесу суждено вырасти в транснациональный конгломерат с выручкой более 400 млрд долларов в год, а их фамилии уготовано стать одной из богатейших в стране (суммарное состояние семей четырех прямых наследников, по подсчетам журнала Forbes, достигло 90 млрд долларов).

Акции Wal-Mart Stores Inc. (так официально называется корпорация, но в 2008-м ее основная торговая марка в результате ребрендинга потеряла дефис, превратившись в Walmart) торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже с 1970 года. Во время IPO Уолтоны решили продать 23-процентную долю бизнеса, который на тот момент состоял из 38 магазинов с совокупным годовым оборотом менее 45 млн долларов. Инвесторы оценили компанию всего в 21,5 млн долларов. С тех пор ее капитализация выросла почти в 8400 раз – до 180 млрд (по состоянию на 19 августа 2011-го). Доля Уолтонов с годами менялась, упав до минимума к началу 2000-х – тогда клан владел примерно третью бизнеса. Однако вскоре наметилась обратная тенденция: семья снова прибирает торговую империю к рукам.

В последние пару лет корпорация объявила о двух 15-миллиардных программах по выкупу акций. По данным аналитика Citigroup Деборы Вайнсвиг, с марта 2003-го по март 2011 года Уолтоны увеличили свою долю с 38 до 48% и совсем скоро получат контрольный пакет. Директор Центра корпоративного управления при Университете штата Делавэр Чарльз Элсон называет это целенаправленным захватом власти. «Семья добивается абсолютного контроля, – констатирует он. – Обычно в таких случаях полагается премия акционерам, но Уолтоны ее выплачивать не намерены». «Вполне вероятно, что руководство Wal-Mart Stores в последний раз провело всеобщее годовое собрание акционеров [в начале июня 2011-го. – Прим. «РБК»] в соответствии со всеми требованиями Нью-Йоркской фондовой биржи и с независимым советом директоров», – цитирует Bloomberg мнение юриста Пера Олстада CtW Investment Group. Компания от комментариев отказывается, хотя очевидно, что у акционеров накопилось немало вопросов к топ-менеджменту относительно перспектив развития бизнеса как в США, так и за границей, репутационных рисков и слабой динамики котировок. За последние восемь лет (к июлю этого года) акции Wal-Mart Stores подорожали на 15%, тогда как сводный индекс компаний потребительского сектора, входящих в Standard & Poor's 500, за это время прибавил 75%.

Неповоротливый монстр

Корпорация живет на широкую ногу. На мероприятии в рамках того самого годового собрания акционеров свыше 16 тыс. гостей развлекали актер Уилл Смит, победитель популярного шоу American Idol и другие звезды. Действительно, финансовые показатели гигантской торговой сети на данный момент особого беспокойства не вызывают. Более 9,6 тыс. магазинов в 28 странах в 2010/2011 фискальном году обеспечили выручку в размере 419 млрд долларов. Goldman Sachs прогнозирует стабильный ее прирост на 15-20 млрд ежегодно в ближайшие несколько лет. Только вот рентабельность остается низкой (в пределах 3,8-4%), и заметного увеличения чистой прибыли, которая, кстати, в прошлом году составила 15,4 млрд долларов, пока ничто не предвещает. Равно как и восстановления объемов продаж на ключевом рынке Walmart – в США. «Домашний» оборот, который снижается на 0,6-0,8% уже два года подряд, сейчас главная головная боль менеджмента компании. По словам управляющего инвестфондом Mathoda Capital Ранджита Матоды, в настоящее время американские магазины обеспечивают львиную долю выручки всей корпорации, на продажи за рубежом приходится лишь 26%. Wal-Mart Stores контролирует около 7% розничного рынка США, хотя в середине 2009-го речь шла об 11,3%. Почему же американцы разлюбили «уолмарты»?

В течение двух десятилетий, вплоть до 2007 года, рекламным слоганом ритейлера было обещание всегда держать низкие цены – Always low prices. «Дешевле, чем в Walmart? Не может быть!» – так до недавних пор воспринимали гипермаркеты Уолтонов их постоянные клиенты. Однако исследование нью-йоркской консалтинговой компании WSL Strategic Retail, представленное в августе этого года, показало: 86% тех, кто делал покупки в Walmart, уже не верят, что именно эта сеть гарантирует самые выгодные для них цены. «Walmart больше не лидер-дискаунтер, и люди теперь не могут приобрести там столько вещей, сколько могли раньше. Это чревато дальнейшим падением продаж», – отмечает президент WSL Strategic Retail Кандас Корлетт. Многие американцы с низким уровнем дохода сегодня затариваются у конкурентов – в сетях Target, Kroger и Dollar General, которые радостно рапортуют об увеличении покупательского трафика в своих магазинах.

Часть продвинутых «шопоголиков» предпочла муторным походам по супермаркетам и стоянию в очередях удобство покупок через Интернет. Корпорация и тут не преуспела. Выручка ее веб-магазинов Walmart.com и SamsClub.com (мелкооптовая торговля) почти в 9 раз меньше оборота главного соперника – онлайн-ритейлера Amazon.com (4 млрд против 34,2 млрд долларов в 2010-м), да и динамика этого показателя не впечатляет: 17% роста против 40% соответственно. «В прошлом году объем интернет-продаж Walmart составил 3% от глобальной выручки компании и 4% от американской, – приводит данные Йон Райт, глава подразделения Global Retail в Euromonitor. – Это говорит о том, что онлайн-ритейл не является значительной частью ее бизнеса. Принимая во внимание потенциальные возможности Сети как канала продаж, она будет развивать данное направление, опираясь на опыт Amazon и других успешных игроков на этом рынке». Разумеется, будет – гендиректор Wal-Mart Stores Майк Дьюк уже выделил на эти цели 11 млрд долларов. Один из проектов – создание IT-лаборатории @WalmartLabs, которую возглавили ветераны Кремниевой долины Венки Харинараян и Ананд Раджараман. Их задача – внести инновации в тяжеловесную структуру, к примеру разработать систему платежей через смартфоны и приложения для онлайн-шопинга, «внедриться» в Twitter и Facebook и т.д. Впрочем, как замечает директор по глобальным исследованиям Planet Retail в Лондоне Натали Берг, внятной стратегии в этом направлении ритейлер пока не озвучил.

Аналитики сомневаются, что корпорации удастся быстро вернуть прежние обороты на домашнем рынке. «Доходы потребителей так и не восстановились после кризиса, цены на энергоносители все еще кусаются, налоговая политика не стимулирует людей больше тратить, рост кредитования весьма скромен, как и динамика ВВП страны», – поясняет Адрианна Шапира из Goldman Sachs. Чтобы хоть как-то оживить ситуацию в Штатах, торговая сеть объявила о запуске нового для себя формата. В этом году планируется открыть в городах Арканзаса и Северной Каролины, а также в Чикаго 15-20 небольших супермаркетов Walmart Express, где люди смогут не только купить привычные товары (ассортимент в этих «мини-уолмартах», правда, будет раз в 10 меньше) плюс лекарства, но и заправить машину. Еще одно нововведение – запуск сервиса по доставке продуктов Walmart To Go. Эффективность этих начинаний покажет время.

Заграница поможет?

Зарубежная экспансия американской корпорации, которая к 2011 году сумела выйти на рынки 27 стран, продолжается, хотя и с переменным успехом. Всего в ее портфеле 69 торговых марок: в большинстве случаев она предпочитает развивать бренды игроков, приобретенных за пределами США (в частности, Asda в Великобритании, Seiyu в Японии, Bompreo в Бразилии и др.). В Канаде, Аргентине, Бразилии и Великобритании компания имеет стопроцентные дочерние предприятия, а на остальных рынках она, как правило, скупает контрольные пакеты местных ритейлеров (скажем, холдинга CARHCO, работающего в странах Центральной Америки, или сети супермаркетов Distribucion y Servicio в Чили).

В Китае, который, согласно прогнозам, к 2014 году станет крупнейшим продовольственным рынком в мире, корпорация, преследуя амбициозную цель занять позиции ведущего продавца в этой стране, взяла на вооружение иную стратегию – строительство супермаркетов с нуля. К 31 января 2011-го (последняя отчетная дата) количество магазинов торговой сети Walmart в КНР достигло 330, а выручка китайского подразделения – 7,5 млрд долларов (пока это менее 2% от ее глобального оборота). На другом масштабном азиатском рынке, в Индии, она пытается закрепиться с 2006 года, развивая совместное предприятие с компанией Bharti Enterprises, поскольку здешние законы не позволяют зарубежным игрокам самостоятельно работать в секторе ритейла. Но «наступление» на Индию продвигается черепашьими темпами: за пять лет партнеры открыли только четыре оптовых магазина под вывеской Best Price, тогда как изначально речь шла о десятках или даже сотнях. На текущий год была поставлена задача построить еще восемь-десять гипермаркетов, но на данный момент новостей о выполнении этих планов нет. В Индии около 95% розничного рынка контролируют собственники независимых мелких магазинов, которые активно противостоят прямым иностранным инвестициям в этот сектор экономики.

C некоторыми странами отношения у Walmart не сложились вовсе. В 2006 году корпорация потерпела фиаско в Южной Корее, где ей в конце концов пришлось продать конкуренту все 11 супермаркетов, так и не вышедших в плюс за несколько лет ее присутствия на рынке, а чуть позднее – в Германии. Немецкий рынок она штурмовала с 1998-го, купив две местные розничные сети – Interspar и Wertkauf, однако ежегодно теряла там примерно 100 млн евро и в результате уступила все 85 точек одному из главных своих соперников – Metro Group. Попытки покорения нашего рынка продолжались три года – и тем не менее они оказались неудачными. «Американцы сразу решили, что будут искать стратегического партнера на российском рынке, – сказал журналу «РБК» бывший сотрудник представительства Wal-Mart Stores в России, пожелавший остаться неназванным. – Но переговоры с «Лентой», «Копейкой» и «Каруселью» так ни к чему и не привели. Компании не смогли прийти к компромиссу по коммерческим условиям сделок». В декабре 2010-го американская корпорация ушла из нашей страны. Правда, с известным обещанием Терминатора: I'll be back. Сентябрьское назначение экс-гендиректора X5 Retail Group Льва Хасиса на должность старшего вице-президента по международным операциям Walmart – лишнее тому подтверждение.

Осечку в России несколько скрасил успех в другой части света. Еще в середине 2010-го американцы положили глаз на южноафриканский холдинг Massmart и готовы были отдать за его контрольный пакет 2,1 млрд долларов. Спустя почти год одобрение местных антимонопольных властей наконец было получено. Сделка позволила Walmart выйти на рынки сразу 12 стран Черного континента. «Развитие сети в Африке, наращивание оборотов в Китае и восстановление объемов продаж в США потребуют от корпорации серьезных инвестиций – финансовых и административных. Если к этому добавить неудачи в Индии, то вызовов становится еще больше. Пожалуй, даже Walmart стоит хорошо подумать, прежде чем снова браться за освоение сложных рынков», – заключает Йон Райт. Другими словами, неплохо было бы притормозить экспансию и разгрести накопившиеся проблемы.

Имидж – ничто

Ко всему прочему не помешает заняться не чем иным, как репутацией: торговая империя Walmart стала олицетворением корпоративного зла, главным образом в США, где сеть работает уже почти пять десятилетий и ее влияние на экономику и социум очевидно большому количеству людей. Как подчеркивает Ранджит Матода, имидж любой компании в значительной мере зависит от того, как топ-менеджмент делит заработанную прибыль. Средняя же зарплата 2-миллионной армии рядовых сотрудников торговых центров Walmart в Штатах не превышает 8,8 доллара в час (около 20 тыс. долларов в год), в то время как годовые вознаграждения высшего руководящего звена исчисляются суммами с шестью-семью нулями. Так, экс-гендиректор Wal-Mart Stores Ли Скотт в 2008/2009 финансовом году (кстати, кризисном) заработал 30,2 млн долларов, и это без учета опционов. У его преемника, нынешнего CEO Майка Дьюка аппетиты чуть скромнее: 18,7 млн долларов за 2010/2011-й.

Сотрудники Центра изучения труда и образования при Калифорнийском университете в Беркли Кен Джейкобс и Дейв Грэм-Сквайр провели исследование и выяснили, что корпорация вполне может себе позволить поднять минимальную зарплату работников с 8 до 12 долларов в час. И принципиально не идет на это. Разумеется, такое решение потребует от нее увеличения затрат, но даже если она полностью переложит издержки на клиентов, то цены на товары вырастут всего на 1,1%. «Речь только лишь о дополнительных 46 центах к каждому чеку, или о 12,49 доллара с каждого покупателя в год. Большинство посетителей Walmart этого и не заметят, а влияние на экономику и уровень жизни людей будет колоссальным», – уверены эксперты. Представители компании на подобные выпады отвечают стандартными «историческими» пояснениями: мол, мы делаем все, чтобы предложить покупателям самые низкие цены.

Директор Центра семейного бизнеса при Массачусетском университете в Амхерсте Айра Брик называет и другие факторы, негативно повлиявшие на имидж ритейлера. «Все гипермаркеты отправляют свои прибыли в штаб-квартиру и не могут использовать их для локального развития. При открытии новых магазинов Walmart демпингует так, что многие конкуренты вынуждены уйти с рынка. А когда это происходит, победитель тут же повышает цены», – перечисляет он. Известно также, что некоторые поставщики торговой сети в Азии используют рабский или детский труд. «Появление Walmart приводит к росту безработицы в регионе и снижает общий уровень зарплат, увеличивая количество бедняков. По сути, компания грабит представителей нашего среднего класса по всей стране», – негодует Энди Макдоналд, представитель американской общественной организации Walmart Watch, которая занимается защитой прав сотрудников корпорации.

Получается замкнутый круг. У людей нет работы и они согласны даже на место в ненавистном «уолмарте», чтобы прокормить семью, но на те деньги, которые им заплатят, продукты придется закупать в том же «родном» дискаунтере. Кто виноват? Сэм Уолтон, сам того не подозревая, создал успешно работающую структуру которая постепенно трансформировалась: на первый план вышла корпоративная прибыль, вытеснив гуманную идею экономии ради улучшения качества жизни. Наследников основателя, судя по всему, такое положение пока устраивает. Семья продолжает оказывать серьезное влияние на политику компании, стратегическое планирование и оперативное управление бизнесом: братья Робсон и Джим не просто входят в состав совета директоров – первый его возглавляет. «Американцы ожидают от Уолтонов, как и от лидеров других корпораций, действий, направленных на оздоровление экономики страны и повышение уровня жизни граждан. К сожалению, в случае с Walmart все происходит с точностью до наоборот», – подводит итог Энди Макдоналд.
Просмотров: 385 | Добавил: rquirs | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024      Создать бесплатный сайт с uCoz